Новости Ейска/ Среда, 20 марта

Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования Ейский район за 2018 год

видеосюжет
16:4920.03.2019
  • 1.     Общие положения

 

Отчет о деятельности контрольно-счетной палаты муниципального образования Ейский район  подготовлен в соответствии с требованиями ч. 2 ст.19 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее по тексту – Федеральный закон №6-ФЗ), пункта 2 статьи 20 Положения о контрольно-счетной палате муниципального образования Ейский район.

В представленном отчёте отражены основные направления деятельности контрольно-счётной палаты в 2018 году, информация о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях и их результатах, вытекающих из них рекомендациях и предложениях, о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков. Отчет содержит итоги реализации материалов отдельных проверок.

 

1.1.    Основные направления деятельности в 2018 году

 

Планирование и осуществление деятельности контрольно-счетной палаты в отчётном периоде осуществлялись в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07 февраля 2011г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» и правовыми актами муниципального образования Ейский район на основе соблюдения принципов законности, эффективности, объективности, независимости и гласности.

Как и в предшествующие годы, деятельность контрольно-счётной  палаты была направлена на реализацию задач  по развитию и улучшению качества оперативного анализа и контроля за исполнением районного бюджета и бюджетов поселений Ейского района, повышению результативности контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, а также на осуществление анализа реализации долговой политики, состояния муниципального долга, контролю за принятыми бюджетными обязательствами и формированием кредиторской задолженности участниками бюджетного процесса. Осуществлялся  контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности и переданного в пользование учреждениям и организациям, проводился аудит в сфере закупок.

В 2018 году контрольно-счетной палатой муниципального образования Ейский район продолжено осуществление переданных поселениями Ейского района полномочий  по внешнему муниципальному финансовому контролю.  В рамках переданных полномочий, деятельность контрольно-счетной палаты была направлена на  реализацию задач по экспертизе проектов бюджетов, анализу и контролю за исполнением бюджетов поселений Ейского района, а также проведение отдельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

По результатам контрольной, экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетной палатой вносились предложения и рекомендации, в первую очередь направленные на предотвращение и предупреждение нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств и муниципального имущества, на необходимость разработки и принятия муниципальных правовых актов в случае их отсутствия (либо о внесении в них соответствующих изменений, отмене).

Осуществлялся постоянный контроль за реализацией объектами контроля мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных как в отчетном году, так и в предшествующих годах. Отмечена положительная тенденция оперативного устранения недостатков и нарушений уже в ходе проведения мероприятий.

Обязательным являлось предоставление главе муниципального образования Ейский район и главам поселений Ейского района, в Совет муниципального образования Ейский район и в представительные органы поселений Ейского района, населению  объективной, независимой информации о соблюдении бюджетного процесса в муниципальном образовании Ейский район, результатах проверок использования муниципальных финансовых и имущественных ресурсов и устранении выявленных нарушений и недостатков.

Важным направлением сфер деятельности контрольно-счетной палаты, по-прежнему, остаетсямежмуниципальное сотрудничество посредством членства и участия в совместных мероприятиях Совета контрольно-счётных органов Краснодарского края.

 

  • 2.                Общие итоги деятельности

 

Деятельность контрольно-счетной палаты муниципального образования Ейский район планировалась и осуществлялась в 2018 году с учетом уже имеющихся результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений Совета муниципального образования Ейский район, обращений правоохранительных органов, а также глав поселений Ейского района.

План работы, содержащий информацию  о мероприятиях, их периодах и сроках был размещен на официальном сайте муниципального образования Ейский район в разделе «Контрольно-счетная палата».

Штатная численность КСП составляет 5 единиц, из них 1 единица предусмотрена на исполнение переданных поселениями Ейского района полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.

В отчетном году 2 специалиста контрольно-счетной палаты прошли курсы повышения квалификации по теме «Осуществление внешнего финансового контроля в муниципальных образованиях», специалисты контрольно-счетной палаты приняли участие в VIII Международной научно-практической конференции на тему «Аудит, бухгалтерский учет, государственный финансовый контроль (надзор): вызовы, стратегия развития, решения» в составе делегации Краснодарского края.

Общее количество проведенных в 2018 году экспертно-аналитических мероприятий составило 128 ед., из них по проектам решений Совета муниципального образования Ейский район в части утверждения бюджета, внесения изменений и отчета о его исполнении - 12 ед., бюджетов поселений Ейского района – 22 ед., по проведению финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ, изменений к ним – 79 ед., прочие – 15 ед.  По результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий подготовлены соответствующие заключения.

Экспертно-аналитическими мероприятиями,проведёнными контрольно-счётной палатой в отчётном периоде, охвачены все  представленные на экспертизу проекты постановлений администрации муниципального образования Ейский район (в основном внесения изменений в муниципальные программы), проекты решений Советов: о районном бюджете, о бюджетах поселений Ейского района, о внесении изменений в них, а также отчётов об исполнении бюджета и прочие проекты решений, направленные в 2018 году в КСП для проведения экспертизы.

Специалистами КСП возвращены на доработку 11 проектов правовых актов муниципального образования Ейский район.

Проведено 3 мероприятия по текущему контролю за исполнением районного бюджета. В течение года велась работа по обращениям граждан.

Специалистами КСП в 2018 году проведена финансово-экономическая экспертиза проектов 15 новых муниципальных программ сроком действия 2021-2026 годы.

В ходе проведения контрольных мероприятий была осуществлена экспертиза  муниципальных программ «Совершенствование и содержание дорожной инфраструктуры» Трудового сельского поселения Ейского района и Александровского сельского поселения Ейского района.

В течение 2018 года проведено три плановых экспертно-аналитических мероприятия в форме обследования по вопросам: «Осуществления администрацией муниципального образования Ейский район функций и полномочий собственника имущества и учредителя муниципальных учреждений Ейского района, подведомственных управлению культуры администрации муниципального образования Ейский район», «Анализ расходования средств, предоставляемых в целях обеспечения многодетных, малообеспеченных семей и семей, имеющих детей-инвалидов льготами по оплате за содержание ребенка в детских образовательных учреждениях Ейского района», «Законности и обоснованности установления и применения тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями, подведомственными отделу по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Ейский район и расходования средств, полученных в результате представления платных услуг». Данные мероприятия включены в план работы КСП в 2018 году по предложениям депутатов Совета муниципального образования Ейский район.

Общий объем допущенных и предотвращенных нарушений по результатам экспертно-аналитической деятельности в 2018 году составил 78749,4 тыс. руб. Стоимость имущества, используемого с нарушением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, выявленная по результатам ЭАМ составила 117 642,9 тыс. рублей (отсутствие сведений о муниципальном имуществе в Реестре, не достоверное отражение сведений об объектах учета в Реестре,отсутствие государственной регистрации права, необоснованное (неправомерное) списание имущества, использование имущества в отсутствие распорядительных актов о закреплении его, отсутствие договоров, несвоевременное внесений изменений в договоры о закреплении муниципального имущества и пр.).

Конечной целью экспертно-аналитической деятельности являлась разработка предложений и рекомендаций, направленных как на устранение выявленных нарушений и недостатков, так и на их предотвращение и предупреждение.

Контрольная деятельность. В отчетном году проведено 14 контрольных мероприятий[1], а также осуществлена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности 24 главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС).

Внешней проверкой годовой бюджетной отчетности охвачено 13 районных ГАБС с объемом бюджетных средств 2 125 801,5 тыс. рублей и 11 ГАБС поселений Ейского района с объемом бюджетных средств  831 818,5 тыс. рублей. В ходе проведения иных контрольных мероприятий объем проверенных бюджетных средств составил  – 399 372,5 тыс. рублей, в том числе средства поселений Ейского района – 340 878,7 тыс. рублей.

В 2018 году проверками (с учетом ГАБС) выявлено нарушений и недостатков на общую сумму 295 577,4 тыс. рублей, в том числе финансовых нарушений – 795,3 тыс. рублей, неэффективное использование бюджетных средств – 4581,8 тыс. рублей.

В 2018 году в рамках плановых и внеплановых контрольных мероприятий проверено17 учреждений и организаций (без учета ГАБС). Проверки по различным тематикам проведены в отношении 11 органов местного самоуправления (структурных подразделениях администрации района, поселений Ейского района) и 6 муниципальных учреждениях и предприятиях. В отношении иных юридических лиц проведено 3 встречных проверки.

Проведено 3 контрольных мероприятия по обращению Ейской межрайонной прокуратуры в отношении 3 предприятий (администрация Ейского городского поселения и МКУ «ЦГХ» - 2 проверки, МБДОУ ДСКВ №10 г.Ейска – 1 проверка), из которых 2 проверки - внеплановые. По результатам проведенных проверок подготовлены акты (справки), которые направлены в  Ейскую межрайонную прокуратуру.

Кроме того, в 1 квартале 2018 года проводилась проверка, начатая в декабре 2017 года. Плановая проверка расходования бюджетных средств на оплату работ по капитальному ремонту в образовательных учреждениях Ейского района проведена в отношении трех образовательных учреждений (МБДОУ ДСКВ №1 ст. Копанская, МБОУ СОШ №8 ст. Копанская, МБОУ ООШ №5 г. Ейска).

По всем мероприятиям подготовлены и доведены до сведения руководителей органов местного самоуправления, учреждений (организаций) соответствующие акты.

В связи с проведением по обращению Ейской межрайонной прокуратуры внеплановых мероприятий, одна проверка перенесена на 2019 год и ее проведение планируется во 2 квартале 2019 года[2].

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проводимые контрольно-счетной палатой муниципального образования Ейский район в 2018 году показали, что бюджетополучателями допускаются нарушения бюджетного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете, имеют место факты нецелевого, неправомерного и неэффективного использования бюджетных средств и муниципальных ресурсов.

Выявленные нарушения, по-прежнему, можно условно разделить на:

- наносящие прямой материальный ущерб интересам бюджета (нецелевые, неправомерные расходы, недостачи, излишки);

- иные – несоблюдение норм и правил, которые влияют на эффективность функционирования бюджетной системы в целом (искажение отчетных данных, нарушение правил ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, бюджетного законодательства), а также к утрате муниципального имущества.

Так, сумма выявленных в 2018 году финансовых нарушений составила 5377,1 тыс. рублей, в том числе сумма нецелевого использования бюджетных средств составила 303,4 тыс. рублей, необоснованного – 491,9 тыс. рублей, неэффективного – 4581,8  тыс. рублей.

Из года в год контрольно-счетная палата выявляет очевидные нарушения бюджетной (бухгалтерской) дисциплины, недостатки в хозяйственно-экономической деятельности объектов контроля, которые влияют на эффективность функционирования бюджетной системы в целом (искажение отчетных данных, нарушение правил ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности, бюджетного законодательства), а также приводят к утрате муниципального имущества.

Сумма выявленных нарушений порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления и предоставления отчетности составила в 2018 году 290 435,6 тыс. рублей, из которых сумма нарушений, повлиявших на достоверность отчетных форм – 35 196,9 тыс. рублей.

Объектам контроля направлялись соответствующие представления и информационные письма.

Благодаря мерам по устранению выявленных  контрольно-счетной палатой недостатков в работе проверенных учреждений (предпринимаемым совместно с администрацией муниципального образования Ейский район и главами поселений Ейского района), возвращены бюджетные средства на общую сумму 332,5 тыс. рублей[3].

Устранено нарушений порядка ведения  бюджетного (бухгалтерского) учета, составления и предоставления отчетности на сумму 122084,4 тыс. рублей, из которых нарушения повлиявшие на достоверность предоставленной отчетности  на сумму 35196,9 тыс. рублей.

Также как и в предшествующие годы при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий важным оставался вопрос распоряжения и использования муниципального имущества объектами контроля, корректности ведения учета муниципального имущества. Общая стоимость проверенного муниципального имущества (в том числе имущества казны) муниципального образования Ейский район  и поселений Ейского района составила 3 314 598,6 тыс. рублей. Стоимость имущества, используемого с нарушением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и его  неэффективного использования составила 2 029 144,8 тыс. рублей,в том числе в сельских поселениях Ейского района  – 181 345,0 тыс. рублей (осуществлена государственная регистрация права, скорректированы сведения Реестра муниципальной собственности, восстановлено неправомерно выбывшее (списанное) муниципальное имущество, заключены договоры (внесены изменения), проведена сверка данных учета и правовых актов о закреплении муниципального имущества за учреждениями и пр.).

В ходе данных проверочных мероприятий было проверено качество администрирования неналоговых доходов.

Устранение выявленных контрольно-счетной палатой нарушений управления и распоряжения муниципальным имуществом находится на постоянном контроле. В настоящее время нарушения устранены частично. Стоимость имущества, по которым устранены нарушения в 2018 году составила 1 839 150,7 тыс. рублей (путем принятия необходимых правовых актов, проведения государственной регистрации муниципальной собственности и права оперативного управления, внесения соответствующих изменений в Реестр муниципальной собственности, заключение (расторжение) договоров, внесение в них необходимых изменений и пр.). Отсутствие надлежащего учета и контроля за движением  муниципального имущества приводит к рискам необеспечения сохранности муниципальной собственности,неправомерногои неэффективного использования муниципального имущества.

Из года в год контрольно-счетная палата выявляет очевидные нарушения бюджетной дисциплины, объектам контроля направляются соответствующие представления и предписания.

В 2018 году острым оставался вопрос расходования бюджетных средств с нарушением требований бюджетного законодательства в части принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утверждённые лимиты бюджетных обязательств. Негативными последствиями данного вида нарушений является необходимость погашения неурегулированной просроченной кредиторской задолженности муниципальными учреждениями за счёт перераспределения расходных ассигнований текущего финансового года либо выделения дополнительных бюджетных средств на принятые бюджетные обязательства участниками бюджетного процесса.

Считаем, что главным распорядителям бюджетных средств необходимо усилить контроль за разумным планированием бюджетных ассигнований и соблюдению норм и требований нормативно-правовых актов всех уровней бюджетной системы.

Так, по итогам внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Ейского района (13 – районный ГАБС, 11 – ГАБС поселений) выявлено нарушений при принятии бюджетных обязательств на сумму 1308,1 тыс. рублей. Привлечено к административной ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ семь должностных лиц.

Всего в 2018 году составлено и рассмотрено мировыми судьями по Ейскому району 13 протоколов об административных правонарушений в отношении должностных лиц как органов местного самоуправления и их структурных подразделений, так и руководителей казенных учреждений. Сумма штрафов, поступивших в бюджет от результатов рассмотрения административных протоколов составила 180,0 тыс. рублей.

В целях контроля за устранением нарушений и недостатков, исполнением представлений, КСП осуществляется сбор информации о выполнении требований и рекомендаций контрольно-счетной палаты с подтверждающими документами.

Результаты проведенных мероприятий рассматривались на внутренних совещаниях контрольно-счетной палаты. Также результаты отдельных мероприятий рассматривались на совещаниях с участием руководителей структурных подразделений администрации, муниципальных учреждений и предприятий.

Материалы с нарушениями, содержащими признаки административных и уголовных правонарушений, переданы в Ейскую межрайонную прокуратуру и в УЭБиПК ГУ МВД России.

Более подробно результаты мероприятий и принятые меры по устранению выявленных нарушений и недостатков отражены в табличной форме (Приложение №1 к отчету) и в соответствующих разделах настоящего отчёта.

Аудит в сфере закупокпроводился в ходе отдельных контрольных мероприятий, с охватом закупок для муниципальных нужд, осуществляемых объектами контроля за счет средств районного бюджета (выборочно). Аудит в сфере закупок в 2018 году проведен в отношении 6 объектов контроля с объемом проверенных закупок в сумме 87 013,5 тыс. рублей.

В ходе проверок выявлены нарушения на сумму 40702,8 тыс. рублей.

Имели место нарушения при планировании закупок, при выборе способа закупки, порядка ведения планов-графиков, отсутствие обоснования начальной максимальной цены контракта, а также размещении информации в единой информационной сети (случаи не размещения необходимой информации). В ходе проведения аудита в сфере закупок были отмечены случаи, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Так, при формировании технического задания на заключение муниципального контракта  путем проведения электронного аукциона МКУ «ЦГХ» Ейского городского поселения в предмет контракта были включены технологически и функционально не связанные работы, что привело к укрупнению лота. Укрупнение лота устанавливает дополнительные барьеры для узкоспециализированных предприятий и компаний, производящих (выполняющих, оказывающих) определенные товары, работы, услуги. Такое ограничение приводит к ограничению количества участников процедуры закупки, что запрещено ч.3 ст.17 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Также, укрупнение лота неминуемо приводит к увеличению фактических исполнителей по контракту (по каждому виду работ), а увеличение количества подрядчиков (участников, осуществляющих выполнение каждого вида работ) - к формальному подходу при осуществлении контроля основного подрядчика за выполнением работ.

Причинами отклонений и недостатков, выявленных в ходе мероприятий по аудиту в сфере закупок, по мнению контрольно-счетной палаты, стали: низкий уровень подготовки должностных лиц и специалистов муниципальных заказчиков, осуществляющих деятельность в сфере закупок, недостаточное качество выполнения возложенных на них обязанностей, а также низкий внутренний контроль при планировании закупки, выбора способа закупки, формирования начальной максимальной цены контракта, что в конечном итоге препятствует достижению основных целей применения контрактной системы закупок: повышения эффективности, результативности закупок, обеспечения их гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

В соответствии с действующим законодательством в 2019 году размещена обобщающая информация о результатах аудита в сфере закупок за 2018 год в единой информационной системе.

 

3. Результаты отдельных контрольных мероприятий

 

В целом контрольными  мероприятиямибыли охвачены бюджетные средства в сумме 3356992,5 тыс. рублей. Стоимость проверенного муниципального имущества составила 2978623,3 тыс. рублей.

По результатам контрольных мероприятий выявлено финансовых нарушений на общую сумму 5377,1тыс. рублей, из них подлежащих возврату (восстановлению) в бюджет и на лицевые счета учреждений 795,4 тыс. рублей.

Нарушений порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом (в том числе земельными участками) выявлено на сумму общей стоимости имущества – 1911501,9 тыс. рублей, из них устранено на сумму 1735557,7 тыс. рублей путем осуществления государственной регистрации прав; внесением изменений в правовые акты и в правоустанавливающие документы (договоры); уточнением данных Реестра муниципальной собственности.

 

3.1. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности за 2017 год

 

В соответствии с требованиями  Бюджетного кодекса РФ, в рамках подготовки заключения на отчет об исполнении консолидированного бюджета Ейского района за 2017 год, контрольно-счетной палатой проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств районного бюджета и бюджетов поселений Ейского района за 2017 год.

В 2017 году бюджет муниципального образования Ейский район исполняли 13 главных администраторов средств районного бюджета и 11 администраторов средств бюджетов поселений. Проверка показала, что бюджетная отчетность главных администраторов объективно отражает фактическое исполнение консолидированного бюджета Ейского района и результаты финансовой деятельности главных администраторов за отчетный период. Полнота и достоверность показателей, отраженных в отчетности, в целом подтверждается.

Вместе с тем, 8-ю главными администраторами бюджетных средств района и 11-ю главными администраторами средств бюджетов поселений были допущены ряд нарушений и финансово-учетных ошибок и недостатков, а также превышение бюджетных полномочий.

В ходе проведения контрольного мероприятия установлены нарушения на общую сумму 718438,3 тыс. рублей (район - 508160,1 тыс. рублей,  поселения - 210 278,2 тыс. рублей), в том числе по учету имущества на – 467708,0 тыс. рублей (район - 454291,1 тыс. рублей, поселения - 13 416,9 тыс. рублей):

Так, при заполнении форм бюджетной отчетности и применении Инструкций[4] по бюджетному учету - выразившиеся в искажении отдельных показателей, отсутствии в достаточной мере необходимой информация в Пояснительной записке (либо ее отсутствии), допущены расхождения показателей, что отрицательно повлияло на внутреннюю согласованность форм и информативность отчетности на сумму 24008,4 тыс. рублей;

при организации и ведении бюджетного (бухгалтерского) учета: на сумму 202010,8 тыс. рублей, в том числе повлиявшие на достоверность бюджетной отчетности 13982,9 тыс. рублей и муниципального имущества балансовой стоимостью 467708,0 тыс. рублей;

при принятии бюджетных обязательств – 1308,1 тыс. рублей и денежных обязательств - 7780,1 тыс. рублей;

неэффективные бюджетные расходы – 2785,4 тыс. рублей;

прочие нарушения (недостатки при заполнении отчетных форм) – 17 случаев (отсутствие учета имущества на забалансовых счетах, недостаточность информативности  пояснительной записки к отчету).

Выявлены случаи неэффективного использования бюджетных средств на общую сумму 2785,4 тыс. рублей (ст.34 БК РФ), выразившееся в отвлечении бюджетных средств на оплату судебных расходов, возмещение ущерба по судебным актам и исполнительным листам, уплатой штрафов, пеней, предъявленных в результате нарушения требований законодательства РФ, в том числе:

районными бюджетополучателями на сумму 391,4 тыс. рублей(администрацией муниципального образования Ейский районна сумму 255,2 тыс. рублей, управлением культурына сумму 21,4 тыс. рублей, управлением жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства на сумму 114,8 тыс. рублей).

главными распорядителями средств бюджетов поселений Ейского района на сумму 2394 тыс. рублей(администрацией Ейского городского поселения на сумму 2092,2 тыс. рублей, администрацией Кухаривского сельского поселения на сумму 150,8 тыс. рублей, администрацией Камышеватского сельского поселения на сумму 101,2 тыс. рублей,    администрацией Ейского сельского поселения на сумму 10,0 тыс. рублей, администрацией Александровского сельского поселения на сумму 9,3 тыс. рублей, администрацией Должанского сельского поселения на сумму 8,3 тыс. рублей, администрацией Копанского сельского поселения на сумму 8,1 тыс. рублей,  администрацией Ясенского сельского поселения на сумму 7,7 тыс. рублей, администрацией Моревского сельского поселения на сумму 4,6 тыс. рублей администрацией Трудового сельского поселения на сумму 1,8 тыс. рублей).

Продолжает иметь место негативная практика принятия бюджетных и денежных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств и, как следствие, возникновение необеспеченной кредиторской задолженности, подлежащей оплате за счет средств бюджета в следующих финансовых периодах.

Так, при исполнении бюджета за 2017 год администрациями четырех  поселений Ейского района, в нарушение ч.2 статьи 72, ч. 5 ст. 161, п.п.2 ч.1. ст. 162, ч.3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ, было допущено принятие бюджетных и денежных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на сумму 166,0 тыс. рублей:

- Ясенское сельское поселение – 117,1 тыс. рублей;

- Должанское сельское поселение – 28,1 тыс. рублей;

- Трудовое сельское поселение – 13,2 тыс. рублей;

- Красноармейское сельское поселение – 7,6 тыс. рублей.

Аналогично, районными бюджетополучателями при исполнении бюджета за 2017 год было допущено принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на сумму 1142,1 тыс. рублей и, как следствие, образование  неурегулированной задолженности. При этом, денежных обязательств принято сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на сумму 7780,1 тыс. рублей.

Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ.

В отношении должностных лиц, допустивших принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств в 2017 году, составлены протоколы об административном правонарушении.

Кроме того, было отмечено, что превышение на 7386,9 тыс. рублей показателей принятых денежных обязательств над показателями принятых бюджетных обязательств свидетельствуето нарушении бюджетополучателями порядка принятия бюджетных и денежных обязательств, а именно, ст.6 БК РФ, п.308 Инструкции №157н (принятия денежных обязательств без принятия соответствующего бюджетного обязательства).

Недостатки и нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления на его основе годовой бухгалтерской отчетности отрицательно повлияли на внутреннюю согласованность форм и информативность отчетности, а именно  отдельные показатели, отраженные в отчетных формах не подтверждены данными регистров бухгалтерского учета, не обеспечена правильность и своевременность  отражения хозяйственных операций в регистрах бюджетного учета, не обеспечено качественное и достоверное осуществление внутреннего финансового контроля, проведение инвентаризации имущества и обязательств.

В целях документального подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности ГАБС проводился анализ соответствия данных главных книг, регистров бухгалтерского учета показателям бухгалтерской отчетности.

В отчетности отдельных главных  администраторов бюджетных средств выявлены случаи недостоверного отражения результатов хозяйственной деятельности объекта учета в отчетности, в том числе негативно повлиявшие на достоверность бюджетной отчетности на сумму 13 982,9 тыс. рублей (Александровское сельское поселение – 8157,7 тыс. рублей; Трудовое сельское поселение – 4293,2 тыс. рублей; Моревское сельское поселение – 820,4 тыс. рублей; Красноармейское сельское поселение – 626,2 тыс. рублей; Должанское сельское поселение – 85,4 тыс. рублей.

Данные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ. В отношении должностных лиц этих учреждений составлены протоколы об административном правонарушении.

Кроме того, в поселениях имеют место нарушения порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципальной собственности и учета муниципального имущества.

Так, не обеспечен полный и непрерывный учет движимого и недвижимого имущества, а также не обеспечена в полной мере достоверность и полнота Реестров муниципальной собственности в: Камышеватском сельском поселении (287,4 тыс. рублей); Трудовом сельском поселении (1844,0 тыс. рублей); Должанском сельское поселении (5523,8 тыс. рублей); Моревском сельском поселении (1292,8 тыс. рублей); Ейском сельском поселении (3137,6 тыс. рублей);  Кухаривском сельском поселении (1331,3 тыс. рублей).

По результатам внешней проверки бюджетной отчетности руководителям ГАБС были направлены заключения, отражающие выявленные нарушения, рекомендации и предложения по их устранению и принятию мер по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения бюджетного законодательства и нарушения, повлиявшие на достоверность показателей бюджетной отчетности.

 

В план работы контрольно-счетной палаты муниципального образования Ейский район на 2017 год  были  включены и проведены контрольные  мероприятия по предложениям Совета муниципального образования Ейский район, в числе которых:

3.2. Переходящая с 2017 года проверка соблюдения законности, эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных средств, направленных на оплату работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту в образовательных учреждениях Ейского района в 2015-2017 годах.

Проверка проведена в трех образовательных учреждениях: МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 ст.Копанской, МБОУ средняя общеобразовательная школа № 8 ст. Копанской, МБОУ основная общеобразовательная школа № 5 г. Ейска.

Общая сумма средств, направленных на оплату работ по капитальному ремонту в вышеназванных бюджетных учреждениях составила 20723,8      тыс.рублей, в том числе:

- на  капитальный ремонт кровли здания МБДОУ ДСКВ №1 ст.Копанской  -  2500,0 тыс. рублей и на замену оконных блоков в этом же учреждении  - 600,0 тыс. рублей;

- на капитальный ремонт кровли здания  МБОУ ООШ №5 г.Ейска  - 4000,0 тыс. рублей;  

- на капитальный ремонт кровли здания МБОУ СОШ №8 ст.Копанской - 5279,3 тыс. рублей, на замену оконных блоков соответственно 3500,0 тыс. рублей, на капитальный ремонт спортивного зала - 4844,5 тыс. рублей.

При осуществлении закупки всеми вышеуказанными образовательными учреждениями допущено дробление предметов контрактов путем заключения муниципальных контрактов на сумму, не превышающую четыреста тысяч рублей (каждый).

Выявлены следующие нарушения и недостатки на общую сумму 486,5 тыс. рублей:

- завышение стоимости строительных материалов в размере 162,32 тыс. рублей (при устройстве кровли МБОУ ООШ №5 г.Ейска – 34,02 тыс. рублей,  при устройстве кровли и чернового пола в МБОУ СОШ №8 ст. Копанской – 128,3 тыс. рублей);

- завышение объемов работ по установке и разборке инвентарных лесов на сумму 9,3 тыс. рублей. при производстве работ по капитальному  ремонту кровли здания  МБОУ ООШ №5 г.Ейска;

- дважды предъявленные к оплаты стоимость работ по устройству плитки на площади 8,9м2 стоимостью 9,6 тыс. рублей (запасный выход спортивного зала МБОУ СОШ №8 ст.Копанской);

- завышение стоимости услуг строительного технического надзора на сумму 1,85 тыс. рублей (МБОУ ООШ №5 г.Ейска, МБОУ СОШ №8 ст. Копанской); 

- установлен факт использования МБОУ СОШ №8 ст.Копанской  бюджетной субсидии в сумме 303,4 тыс. рублей не по целевому назначению. Субсидия была выделена на ремонт крови, фактически средства направлены на замену окон и дверей.

Данные средства подлежат возврату в бюджет.

Установлены факты неэффективного расходования образовательными учреждениям бюджетных средств в общей сумме 1796,4 тыс. рублей (МБДОУ ДСКВ №1 - 381,4 тыс. рублей,  МБОУ ООШ №5 г. Ейска - 610,2 тыс. рублей, МБОУ СОШ №8 ст.Копанской - 804,8 тыс. рублей) (ст.34БК РФ), выразившееся во включении в акты выполненных работ КС-2 индивидуального договорного коэффициента(1,18), являющегося по сути скрытым налогом на добавленную стоимость (НДС 18%), плательщиком которого подрядная организация не является.

Помимо этого, при проведении аудита в сфере закупоктоваров работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в проверяемых учреждениях выявлены следующие нарушения:

порядка ведения плана-графика закупок учреждения (ст.21 Федерального закона №44-ФЗ[5]), выразившихся в расхождении размещенных данных  в ЕИС с фактическими данными годового объема закупок (в 2016г. на сумму 39,9 тыс. рублей, в 2017 года на сумму 2578,6 тыс. рублей).

требований ч. 2 ст. 73 Бюджетного кодекса РФ - реестры закупок не содержат сведений о местонахождении поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг.

п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ - при выборе способа закупки (определения поставщика подрядчика, исполнителя), выразившихся в заключении контрактов с единственным поставщиком на сумму, превышающую 50% годового объема закупок (2017 год - на 956,74 тыс. рублей).

ст. 18, 22 Федерального закона от 05.04.2013г.№44-ФЗ, Приказа Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013г. № 567[6] - не осуществлялось обоснование начальной максимальной цены контракта.

 В данных действиях должностных лиц учреждения усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 и частью 2ст. 7.29.3 КоАП РФ.

По окончании проверки:

- в адрес МБОУ СОШ №8 ст.Копанской и МБОУ ООШ №5 г.Ейска направлены представления об устранении нарушений;

- в отношении директора МБОУ СОШ №8 ст.Копанской составлен протокол об административном правонарушении за нарушение условий предоставления бюджетной субсидии по ст. 15.15.5 КоАП РФ (ч.2).

- в адрес главного распорядителя бюджетных средств – Управления образованием администрации муниципального образования Ейский район –  направлено уведомление о принятии мер по обеспечению возврата в бюджет муниципального образования Ейский район средств субсидии на иные цели, израсходованной не по целевому назначению; 

- в адрес начальника отдела контроля в сфере закупок и противодействия коррупции администрации МО Ейский район направлена информация о выявленных нарушениях Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ.

По результатам проверки контрольно-счетной палаты средства возвращены частично, в размере 92,5 тыс. рублей (19%).

В отношении директора МБОУ СОШ №8 ст.Копанской за невыполнение в установленный срок законного представления контрольно-счетной палаты составлен протокол об административном правонарушении по ст. 19.5 (ч.20).

Ейской межрайонной прокуратурой по материалам данной проверки в отношении всех образовательных учреждений внесены представления об устранении нарушений (бюджетного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), по результатам которых привлечено к дисциплинарной ответственности – 1 должностное лицо. Также вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.29 (ч2) КоАП РФ.

В настоящее время директором МБОУ СОШ №8 ст. Копанской материалы переданы в Арбитражный суд Краснодарского края (Дело № А32-5384/2019 от 04.02.2019 года).

3.3. С 2016 года контрольно-счетная палата осуществляет внешний муниципальный финансовый контроль в отношении поселений Ейского района.

Проверки проведены по различным тематикам, которыми охвачены все поселения Ейского района, а также некоторые подведомственные им учреждения и предприятия.

3.3.1. В соответствии с планом работы на 2018 год, по предложению депутатов Совета МО Ейский район проведена проверка целевого и эффективного расходования бюджетных средств на выполнение работ по вывозу твердых коммунальных отходов у населения в сельских поселениях Ейского района. Проверка показала, что в целях исполнения полномочий по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов всеми сельскими поселениями Ейского района заключены соглашения с ООО «Коммунальщик».

Семь сельских поселений Ейского района в 2015-2017 гг. за счет собственных средств приобретали контейнеры для сбора твердых бытовых отходов. Общая сумма бюджетных средств, израсходованных на вышеназванные цели в 2015-2017 годах, составила 1075,3 тыс. рублей. Наибольшее количество контейнеров для сбора ТБО приобретено Камышеватским сельским поселением - 118 шт. на сумму 439,3 тыс. рублей. Ейским сельским поселением приобретены 20 контейнеров стоимостью   100,0 тыс.руб., Копанским сельским поселением - 30 контейнеров стоимостью 101 тыс. рублей, Кухаривским сельским поселением – 50 контейнеров стоимостью 195 тыс. рублей, Трудовым сельским поселением – 40 контейнеров стоимостью 150 тыс. рублей, Ясенским сельским поселением – 30 контейнеров стоимостью 90 тыс. рублей. Должанским сельским поселением в 2017г. по итогам аукциона переданы во временное владение и пользование ООО «Коммунальщик» за плату 2 мусоровоза и 100 мусорных контейнеров для организации и сбора твердых бытовых отходов, приобретенных в рамках мероприятий по ликвидации ЧС (24.09.2014г.). За указанное имущество ООО «Коммунальщик» ежемесячно уплачивает арендную плату в размере 20,3 тыс. рублей.

Нарушений и недостатков не установлено.

3.3.4. В рамках переданных поселениями Ейского района полномочий КСП проведена плановая проверка соблюдения законности, эффективности (результативности и экономности) использования средств муниципального дорожного фонда в 2016-2017 годах Александровского  и Трудового сельских поселений Ейского района.

По результатам проверки установлено следующее:

Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда Александровского сельского поселения Ейского района утвержден решением о местном бюджете на очередной финансовый год размере: в 2016 году -   5 521,0 тыс. рублей; в 2017 году - 6965,9 тыс. рублей.

Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда Трудового сельского поселения Ейского района утвержден решением о местном бюджете на очередной финансовый год размере: в 2016 году -            2625,7 тыс. рублей; в 2017 году – 5556,7 тыс. рублей.

При формировании муниципального дорожного фонда Александровского сельского поселения в 2017 году нарушен порядок формирования бюджетных ассигнований дорожного фонда на сумму остатка неиспользованных в 2016 году бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда (не включены в общий объем БА дорожного фонда на 2017 год ( ч.5 ст. 179.4 БК РФ).

В 2018 году, путем внесения изменения в решение о бюджете поселения на 2018 год, восстановлены бюджетные ассигнования дорожного фонда в сумме 392,4 тыс. рублей.

Расходование средств муниципальных дорожных фондов администрациями поселений осуществлялось в рамках муниципальных программ «Совершенствование и содержание дорожной инфраструктуры», утвержденных в каждом из поселений.

При анализе программ установлено, что ежегодная оценка эффективности их реализации не проводилась (ч.3 ст. 179 БК РФ, Порядок принятия решений о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ).

Кроме того, в нарушение ч. 2 ст. 179 БК РФ и п. 41 Решения о бюджете Александровского сельского поселения на 2016 год, объем финансирования, утвержденный паспортом муниципальной программы,  не соответствуют объему бюджетных назначений, утвержденных на реализацию мероприятий программы решением о бюджете  на сумму 4612,9 тыс. рублей.

Проверка показала очень низкое исполнение мероприятий муниципальных программ:

в Трудовом сельском поселении – в 2016 году – 248,2 тыс. рублей (9,5%), в 2017 году – 2700,9 тыс. рублей (48,6%);

в Александровском сельском поселении – в 2016 году – 908,0 тыс. рублей (16,4%); в 2017 году - 2413,1 тыс. рублей (34,6%),

что свидетельствует о необходимости расширения видов работ по содержанию автомобильных дорог.

Анализ произведенных расходов за счет средств муниципального дорожного фонда Трудового и Александровского сельских поселений показал, что все расходы произведены на соответствующие цели. Нарушений не установлено.

Вместе с тем, в ходе проверки осуществлен аудит в сфере закупок. Выявлены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ на общую сумму 577,4 тыс. рублей.

3.3.5 По обращению главы Ейского городского поселения Ейского района в план работы КСП на 2018 год включена проверка соблюдения законности, эффективности (результативности и экономности) использования средств, выделенных в 2017 году муниципальному казенному учреждению Ейского городского поселения Ейского района «Центр обеспечения деятельности учреждений культуры», а также соблюдения порядка распоряжения и пользования муниципальным имуществом.Проверяемый период - 2017 год.

Общая сумма проверенных бюджетных средств составила 6420,3 тыс. рублей, в том числе на оплату расходов по текущей деятельности учреждения -  2798,1 тыс. рублей.(43,6%), на проведение  городских мероприятий - 3622,2 тыс. рублей (56,4%).

Проверкой выявлены факты необоснованного расходования средств на выплату материальной помощи работнику учреждения  в сумме 1,1 тыс. рублей и необоснованного списания ГСМ сумме 82,3 тыс. рублей. Указанные средства в ходе проверки возмещены в бюджет Ейского городского поселения Ейского района.

3.4 В соответствии с планом работы КСП на 2018 год в отношении администрации муниципального образования Ейский район и администраций поселений Ейского района проведена плановая проверка «Оценка эффективности предоставления бюджетных кредитов бюджетам поселений Ейского района за счет средств районного бюджета»в 2016 -2017 годах.

Общий объем проверенных средств - 41 270,0 тыс. рублей.

Анализом правовых актов, устанавливающих цели, порядок и сроки предоставления из районного бюджета бюджетных кредитов бюджетам поселений Ейского района, а также использование и возврат их в районный бюджет, нарушений требований бюджетного законодательства РФ не установлено.

Расчёт платы за пользование бюджетными кредитами, предоставленными в 2016-2017 годах бюджетам поселений из районного бюджета, осуществлялся в соответствии с условиями договоров. Проценты перечислялись ежеквартально, расчет произведен в полном объеме.

В соответствии со статьями 93.2 и 105 Бюджетного кодекса РФ в решении о районном бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов установлена возможность реструктуризации обязательств (задолженности) поселений муниципального образования Ейский район по бюджетным кредитам, предоставленным из районного бюджета на частичное покрытие дефицитов бюджетов поселений муниципального образования Ейский район. Реструктуризация осуществлена путем прекращения первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами с частичным списанием суммы основного долга (в пределах 95% остатка непогашенной задолженности по основному долгу по состоянию на 01.12.2017 года) в порядке и на условиях, установленных настоящим пунктом и постановлением администрации муниципального образования Ейский район.

В декабре 2017 года в отношении восьми бюджетов поселений Ейского района проведена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам на сумму 31511,5 тыс. руб. Остаток задолженности (5%) в размере 1658,5 тыс. руб. поступил в районный бюджет в 1 квартале 2018 года в полном объеме.

Нарушений не установлено.

3.5. В соответствии с полномочиями, установленными ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в отношении администрации муниципального образования Ейский район проведена плановая проверка соблюдения установленного порядка  управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования Ейский район и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданными на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного пользования.  Проверяемый период: 2015-2017 гг.

Балансовая стоимость проверенного муниципального имущества (земельные участки) составила 1274 344,9 тыс. рублей. Объем поступивших в районный бюджет доходов от использования муниципальной собственности в проверяемом периоде – 233 627,9 тыс. рублей.

Продолжает остро стоять вопрос полноты и достоверности сведений о муниципальном имуществе, содержащихся в Реестре муниципальной собственности.

Так, проверкой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства, районных правовых актов, в Реестре муниципальной собственности муниципального образования Ейский район отсутствуют сведения о кадастровой стоимости отдельных земельных участков;  сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения; реквизитах документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на объект.

 

В проверяемом периоде администрацией муниципального образования Ейский район в соответствии со ст.39.9 Земельного кодекса РФ предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование 20 земельных участков общей площадью 0,73 га муниципальным бюджетным учреждениям Ейского района и города Ейска. Расхождения данных реестра муниципальной собственности и правовых документов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не установлено. Нарушений при предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования в части предоставлениях их ненадлежащей категории лиц, а также государственной регистрации права,  не установлено.

Проверкой соблюдения порядка предоставления земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования выявлены недостатки при оформлении решений о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, а именно не в полном объеме обеспечено соблюдение требований ч. 3 ст.39.9 ЗК РФ:

- в 20 решениях не указаны номера записей о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц;

- по двум объектам в решении не указан кадастровый номер земельного участка.

На основании ст.39.10 Земельного кодекса РФ в безвозмездное срочное пользование в проверяемом периоде было предоставлено10 земельных участков, общей площадью5,65га.

Проверкой соблюдения установленного порядка предоставления земельных участков на праве безвозмездного срочного  пользования в части субъектов предоставления и сроков, нарушений не установлено. Государственная регистрация права безвозмездного пользования в отношении 2-х земельных участков, переданных на срок, превышающий 1 год, осуществлена в соответствии с законодательством, без нарушений.

Осуществление муниципального земельного контроля за объектами земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений входящих в состав муниципального района, осуществляет Управление муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Ейский район[7]. Плановые мероприятия муниципального земельного контроля в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования уполномоченным органом не проводились.

3.6 Внеплановое участие специалистов контрольно-счетной палаты по исследованию предметов и документов в рамках проверки по запросу Ейской межрайонной прокуратуры проведены в феврале и июле 2018 года.

3.6.1 В феврале 2018 года Ейской межрайонной прокуратурой в адрес КСП направлено обращение о привлечении социалистов для проведения обследования территории Никольского парка г.Ейска на предмет выполнения условий муниципального контракта №0318300177817000081-0064016-02 от 21.11.2017г. «Благоустройство территории парка «Никольский» в г.Ейске в рамках реализации муниципальной программы Ейского городского поселения Ейского района «Формирование современной городской среды на 2017 год» (1 очередь).

Цена контракта составила 29850,0 тыс.рублей (при начальной максимальной цене - 30000,0 тыс. рублей). Срок исполнения контракта установлен – 25.12.2017 года.

Обследование показало, что на дату осмотра не все работы, включенные в акты выполненных работ ф. КС 2, были выполнены в полном объеме. Общая стоимость фактически невыполненных на момент осмотра работ ориентировочно составила 1218,1 тыс. рублей, или 4,1 % стоимости контракта.

По обращению главы муниципального образования Ейский район и главы Ейского городского поселения  05.03.2018 года было проведено повторное обследование парка «Никольский». Предусмотренные контрактом работы (1 очередь) по состоянию на 05.03.2018г. выполнены в полном объеме.

По результатам проверки подготовлены Справки, материалы переданы в Ейскую межрайонную прокуратуру.

3.6.2  В июне-июле 2018 года по запросу Ейской межрайонной прокуратуры проведено исследование документов в рамках проводимой  Ейской межрайонной прокуратурой проверки нарушения законодательства о бюджете при начислении и выплате заработной платы работнику МБДОУ ДСКВ №10 г.Ейска муниципального образования Ейский район.

Специалистом проведен подробный анализ представленных документов по  начислению и выплате заработной платы работнику ДОУ. По результатам проверки подготовлена Справка, материалы переданы в Ейскую межрайонную прокуратуру.

Государственные (муниципальные) учреждения обязаны вести свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с нормами законодательства РФ.

Следует отметить, что большая часть нарушений, выявленных в рамках контрольных мероприятий,  является следствием ненадлежащего исполнения должностными лицами своих служебных обязанностей, несвоевременного реагирования на изменения нормативно-правовых актов, а также неправомерных и неэффективных управленческих решений органов местного самоуправления.

 

4. Экспертно-аналитические мероприятия

 

Экспертно-аналитическими мероприятиями,проведёнными контрольно-счётной палатой в отчётном периоде, охвачены все  представленные администрацией муниципального образования Ейский район и Советом муниципального образования Ейский район проекты решений Совета муниципального образования Ейский район.

По итогам проведения данных мероприятий были подготовлены:

- заключение на исполнение районного бюджета и бюджетов поселений Ейского района за 2017 год;

- заключение на проект решения Совета о районном бюджете, а также о бюджетах поселений Ейского района на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов;

- заключения на иные проекты решений Совета муниципального образования Ейский район.

Элементом оперативного контроля является контроль за исполнением бюджета по итогампервого квартала, шести месяцев и девяти месяцев 2018 года. Анализ показал, что все показатели отчета соответствуют показателям утвержденного решения о районном бюджете, нарушений норм бюджетного законодательства не выявлено. По результатамподготовлены отчеты о ходе исполнения районного бюджета.

В 2018 году осуществлена финансово-экономическая экспертиза 14-ти вновь принимаемых муниципальных программ сроком действия 2021-2026 годы, а также подготовлено 65 заключений на внесение изменений в действующие на территории Ейского района муниципальные программы.  В соответствии утвержденным планом работы проведены 3 экспертно-аналитических мероприятия (методом обследования).

 

Результаты проведенных экспертно-аналитическихмероприятий направлялись в Совет муниципального образования Ейский районе, главе муниципального образования Ейский район и главам поселений Ейского района. Также заключения рассматривались на заседаниях депутатских комиссий и сессиях Совета муниципального образования Ейский район и поселений Ейского района.

Предложения и рекомендации, отражаемые в заключениях контрольно-счётной палаты, были приняты во внимание администрацией муниципального образования Ейский район и поселений Ейского района.

 

В соответствии с полномочиями, установленными Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ в 2018 году осуществлялись  мероприятия по внешнему контролю за исполнением районного бюджета и бюджетов поселений:

- предварительный контроль - экспертиза и подготовка заключения на проект местного бюджета на 2019 год и плановый период, обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета;

- оперативный контроль в ходе исполнения бюджета текущего 2018 года;

- последующий контроль - экспертиза и подготовка заключения на годовой отчет об исполнении районного бюджета и бюджетов поселений Ейского района с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2017 год.

 

4.1. Экспертиза на проекты решений Советов муниципального образования Ейский район и поселений Ейского района «О бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».       

4.1.1.  В проекте решения Совета МО Ейский район «О районном бюджете на 2019 год и плановый период» в полном объеме соблюдены ограничения, установленные Бюджетным кодексом РФ.

Объем бюджетных ассигнований определен исходя из необходимости финансового обеспечения действующих расходных обязательств с учетом основных направлений бюджетной политики на 2018-2020 годов, стратегии социально-экономического развития Ейского района, положений Указов Президента Российской Федерации. Расходы в бюджете предусмотрены с учетом оптимизации расходов и в рамках финансовых возможностей в части доходов районного бюджета.

В 2019 году по 20 муниципальным программам запланированы  бюджетные ассигнования в объеме 1 828 999,6 тыс. руб. Предусмотренная проектом доля расходов на реализацию муниципальных программ в 2019 году  составит 94,5% в общем объеме расходов.

В целом структура расходов районного бюджета в 2019 - 2021 годах не претерпела существенных изменений.

Представленный проект решения Совета муниципального образования Ейский район«О районном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»не соответствовал требованиям Приказа Минфина России от 08 июня 2018 года №132н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» (в части применения кодов БК по безвозмездным поступлениям). Замечание КСП учтено, проект решения приведен в соответствие с требованиями Приказа Минфина России от 08 июня 2018 года №132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».

4.1.2  В целях подготовки заключений на проекты решений Советов поселений Ейского района «О бюджете на 2019 год и плановый период» проведено 11 экспертиз проектов решений.

По результатам экспертиз проектов решений выявлены следующие нарушения, недостатки и риски неисполнения (неполного исполнения) планируемых расходных обязательств:

        - при применении кодов БК РФ и их структуре, утверждённых  Приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н " (8 из 11 поселений);

- выявлены расхождения значения показателей среднесрочного финансового плана и основных показателей проекта бюджета (абз. 3 п.2 ст. 174 БК РФ) (1 поселение);

- принятия муниципальных программ с нарушением сроков их утверждения, установленных правовыми актами поселений (7 из 11 поселений).

Также, было отмечено, что в 10 поселениях из 11 принцип сбалансированности бюджета соблюден формально (ст. 33 БК РФ),

а именно:

-  в расходной части бюджетов поселений по разделу 0800 «Культура и кинематография» бюджетные ассигнования предусмотрены в объеме ниже уровня потребности (доведение до средне краевого уровня заработной платы работников учреждений культуры);

- выявлены риски неисполнения (неполного исполнения) принимаемых расходных обязательств за счет средств бюджета поселений, а именно:

в состав источников финансирования дефицита бюджета включены получение коммерческих и бюджетных кредитов. При этом, соглашения о предоставлении бюджетных и коммерческих кредитов отсутствуют, проекты краевого и районного бюджетов на 2019 год и плановый период не содержат информации о предоставлении бюджетных кредитов поселениям Ейского района.

По результатам экспертиз проектов решений Советов городского и сельских поселений Ейского района «О бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» рекомендованы к рассмотрению после устранения выявленных нарушений и недостатков.

4.2. В отчетном году проводилась экспертиза всех предоставленных в контрольно-счетную палату проектов решений Совета муниципального образования Ейский район "О внесении изменений в решение Совета о районном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов".

В течение всего отчетного года специалистами контрольно-счетной палаты проводились финансово-экономические  экспертизы проектов правовых актов администрации и Совета муниципального образования Ейский район. Заключения по результатам экспертиз направлялись в Совет и главе муниципального образования Ейский район. Замечания и рекомендации контрольно-счетной палаты учитывались разработчиками. Все недостатки и нарушения, выявляемые при проведении экспертиз, устранялись исполнителями до утверждения проектов муниципальных правовых актов.

 

4.3 Экспертиза проектов решений об исполнении бюджетов муниципальных образований, входящих в состав Ейского района

4.3.1 В рамках последующего контроля в соответствии со статьей 264.4 Бюджетного Кодекса РФ и Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ейский район проведена внешняя проверка на годовой отчет администрации муниципального образования Ейский район об исполнении районного бюджета за 2017 год, подготовлено заключение.

Заключение на годовой отчет об исполнении районного бюджета представлено в Совет муниципального образования Ейский район и в администрацию муниципального образования Ейский район.

В заключении отмечено, что проект решения Совета муниципального образования Ейский район «Об исполнении районного бюджета за 2017 год» отражает  достоверно кассовое исполнение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района за 2017 год.

По результатам внешней проверки годовая бюджетная отчетность муниципального образования Ейский район признана достоверной.

При исполнении районного бюджета,  в связи с уточнением прогнозных показателей налоговых и неналоговых доходов, объемов поступлений межбюджетных трансфертов и соответствующего уточнения по расходам бюджета, а также необходимостью распределения остатков средств бюджета, сложившихся на начало 2017 года, в доходную и расходную части бюджета вносились изменения. В результате чего корректировались бюджетные назначения как по доходам, так и по расходам бюджета.

В 2017 году по обращениям глав поселений осуществлена реструктуризация обязательств (задолженности) поселений муниципального образования Ейский район по бюджетным кредитам, предоставленным из районного бюджета на частичное покрытие дефицитов бюджетов поселений муниципального образования Ейский район, осуществляемая путем прекращения первоначального обязательства и заменой его другим обязательством между теми же лицами с частичным списанием суммы основного долга (95%).

Сокращение объёма муниципального долга привело к уменьшению расходов на его обслуживание на 11% (около 11% - 2022,3 тыс. рублей). Расходы на обслуживание муниципального долга в 2017 году составили 18019,8 тыс. рублей.

Структура муниципального долга района бюджета в 2017 году изменилась и включала ≈ 90% это коммерческий кредит (ПАО «Сбербанк» с процентной ставки 12,43% годовых) и ≈ 10%  - бюджетный кредит (с процентной ставкой 0,1% годовых).

 

4.3.2. В соответствии со статьями 264.2 и 264.4 Бюджетного кодекса РФ, Соглашениями о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, контрольно-счетной палатой муниципального образования Ейский район проведена внешняя проверка годовых отчетов об исполнении бюджетов поселений Ейского района за 2017 год.

В ходе экспертно-аналитических мероприятий осуществлена оценка исполнения бюджетов поселений за отчетный год на соответствие  положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормам  Положений о бюджетном процессе в поселениях Ейского района и иным нормативным правовым актам, регламентирующим бюджетные правоотношения.

Заключения на годовой отчет об исполнении местных бюджетов поселений подготовлены с учетом результатов внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2017 год.

В целом, представленные проекты решений Советов поселений Ейского района соответствуют нормам бюджетного законодательства РФ и отражают соблюдение основных принципов бюджетной системы РФ (сбалансированности бюджета, отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицита, результативности и эффективности, прозрачности (открытости), достоверности, адресности и целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов).

Вместе с тем, по результатам рассмотрения представленных отчетов об исполнении бюджетов поселений, выявлены нарушения, не имеющие системного характера:

- в противоречие п. 2 ст. 179 БК РФ и решению о бюджете Ейского сельского поселения на 2017 год, плановые назначения, утвержденные по муниципальным программам, реализуемым на территории поселения в 2015-2017 годах, не соответствуют объемам финансирования, утвержденным Паспортом  программы на сумму 759,7 тыс. рублей.

- администрациями 2-х поселений нарушены порядок формирования бюджетных ассигнований дорожных фондов, а именно бюджетные ассигнования муниципальных дорожных фондов, не использованные в 2016 году не направлены на увеличение бюджетных ассигнований муниципальных дорожных фондов поселений в 2017 году (п.5 ст. 179.4 БК РФ - Моревское сельское поселение, Александровское сельское поселение). Сумма нарушения составила 1374,7 тыс. рублей.

Контрольно-счетной палатой рекомендовано принять проекты решений Советов к рассмотрению с учетом замечаний и рекомендаций.

 

4.4. В 2018 году специалистами контрольно-счетной палаты по обращению депутатов Совета муниципального образования Ейский район проведены три экспертно-аналитических мероприятия по вопросам:

 

4.4.1. Законности и обоснованности установления и применения тарифов на платные услуги, оказываемые муниципальными учреждениями, подведомственными отделу по физической культуре и спорту администрации муниципального образования Ейский район и расходования средств, полученных в результате представления платных услуг за 2016-2017 годы.

В проверяемом периоде оказание платных услуг осуществляли 5 муниципальных учреждений, подведомственных ОФКиС. Поступления от оказания платных услуг составили - в 2016 году -  13 297,9 тыс. руб., в 2017 году – 14 164,0 тыс. руб., а в 1 полугодии 2018 года – 9 028,7 тыс. руб.

Анализ поступлений свидетельствует о росте доходов Учреждений от оказания платных услуг.

Тарифы на платные дополнительные услуги, применяемые учреждениями ФКиС, утверждены постановлениями муниципального образования Ейский район, что соответствует требованиям, установленным Положением о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования Ейский район, утвержденного решением Совета муниципального образования Ейский район от  19.07.2011 года №542.

Цены (тарифы) на платные услуги сформированы Учреждениями в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и определены исходя из себестоимости и необходимого уровня рентабельности.

Сверкой тарифов на оказание платных дополнительных услуг с суммами, указанными в первичных учетных документах по оказанию платных дополнительных услуг выявлена сумма недополученных доходов в размере 17,7 тыс. руб. Средства в полном объеме внесены на лицевые счета учреждений.

Отделом по физической культуре и спорту проведено совещание с руководителями подведомственных ему муниципальных учреждений по вопросу устранения нарушений и недостатков, выявленных КСП при осуществлении учреждениями спортивной направленности приносящей доход деятельности. К дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо.

 

4.4.2. Расходование средств, предоставляемых в целях обеспечения многодетных, малообеспеченных семей и семей, имеющих детей-инвалидов льготами по оплате за содержание ребенка в детских образовательных учреждениях Ейского района в 2016-2017 годах.

В 2016 – 2017 годах на обеспечение многодетных, малообеспеченных семей и семей, имеющих детей-инвалидов льготами по оплате за содержание ребенка в детских дошкольных образовательных учреждениях Ейского района из средств районного бюджета выделено и освоено 25655,1 тыс. руб. Общее количество получателей льготы составило 724 чел. - в 2016 году, 1195 чел - в 2017 году.

В 2016 – 2017 годах на обеспечение компенсационных выплат по оплате за содержание ребенка в детских дошкольных образовательных учреждениях Ейского района из средств краевого бюджета выделено и освоено 23291,8 тыс. руб. Общее количество получателей компенсационных выплат составило 5103 чел - в 2016 году, 5693 чел - в 2017 году.

В 2016 году в Ейском районе функционировало 35 дошкольных образовательных организаций, в 2017 году – 36 ДОО. Проверка дошкольных образовательных организаций проводилась выборочным способом по 9-ти из 36 МБДОУ (25%).

Проверкой выявлены нарушения, повлекшие за собой нарушения прав родителей (законных представителей), а также необоснованное увеличение бюджетных расходов.

 Руководителями отдельных дошкольных учреждений не обеспечено в полном объеме соблюдение требований Порядка предоставления льготы по оплате за присмотр и уход за ребенком (постановление администрации от 28.10.2016 года №499), в том числе отсутствие документов, подтверждающих права на получение льготы, либо предоставление не в полном объеме, либо не соответствие установленным требованиям; нарушение сроком предоставления льготы; нарушение сроков подготовки приказов о назначении льготы, дублирование правовых актов.

Данные нарушения привели к увеличению сумм возмещения расходов за счет средств районного бюджета на содержание детей льготной категории в ДОО.

Анализ  Порядка предоставления льготы по оплате за присмотр и уход за ребенком в образовательных учреждениях Ейского района, действовавший в 2016-2017 годах показал, что нарушения и недостатки, допущенные при предоставлении льгот и повлекшие негативные последствия для районного бюджета и отдельных родителей, явились, в том числе, следствием отсутствия в правом акте детальной регламентации оснований, порядка и процедуры оформления и предоставления льготы, то есть:

- отсутствуют указания, какие сведения (обязательную  информацию) должен содержать приказ о назначении льготы, имеющие значение для реализации приказа (ФИО Заявителя, ФИО, дата рождения ребенка, основание предоставления льготы (№, дата справки, заявления) с указанием срока действия документа, подтверждающего право на получение льготы (справки, распоряжения) и прочие сведения, необходимые для идентификации Получателя, правильности и обоснованности предоставления льготы по родительской плате….. за счет средств районного бюджета….);

- не предусмотрены условия предоставления льготы в случае отсутствия в документе – основании предоставления льготы (справка) срока ее действия (что влечет  предоставление льготы в неподтвержденные действием справки периоды);

- отсутствует указание на способ уведомления родителями ДОУ о прекращении права на льготы (письменно, устно), что влечет необоснованное ее предоставление.

Отсутствие детального порядка по оформлению на местах льгот явилось одной из причин  нарушений допускаемых ответственными должностными лицами в образовательных учреждениях и Централизованной бухгалтерии (назначение ответственных лиц, ведение личных дел льготников, случаи и сроки отмены  (приостановки) предоставления льготы, перечень документов, направляемых в орган, уполномоченный осуществлять начисление и отслеживать поступление родительской платы).

По результатам обследования, должностными лицами, допустившими финансовые нарушения, денежные средства в полном объеме возмещены в бюджет района. Управлением образованием проведено совещание с руководителями ДОО с приглашением представителей контрольно-счетной палаты. Кроме того, управлением образованием подготовлено и утверждено Положение о размере и порядке взимания платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях муниципального образования Ейский район в новой редакции с учетом замечаний и рекомендаций контрольно-счетной палаты.

 

 

4.4.3 Осуществление администрацией муниципального образования Ейский район функций и полномочий собственника имущества и учредителя муниципальных учреждений Ейского района, подведомственных управлению культуры администрации муниципального образования Ейский район. Исследуемый период – 2017 год.

Балансовая стоимость проверенного муниципального имущества (учреждения культуры) составила 129 799,5 тыс. рублей.

Выявлено нарушений и недостатков всего на сумму 30279,2 тыс. рублей, в том числе:

- нарушения при распоряжении и управлении муниципальным имуществом  25746,2 тыс. рублей (не закрепленное имущество);

- нарушения учета и отчетности на сумму 4533,0 тыс. руб. (парк, особо ценное имущество).

По итогам проверки  Учреждениями культуры  - МРУК «МКДЦ», МБУ ДО ДШИ ст. Должанской, МБУ ДО ДШИ г. Ейска, приведен в соответствие с требованиями правовых актов муниципального образования Ейский район учет особо ценного движимого имущества, скорректирован перечень особо ценного движимого имущества. Приняты меры дисциплинарного характера в отношении 2 должностных лиц.

Управлением муниципальных ресурсов осуществляется сверка перечней имущества, находящегося на балансах учреждений и предприятий на предмет выявления нарушений при ведении учета, проводятся мероприятия по их устранению. Закреплено имущество балансовой стоимостью 11696,3 тыс. рублей.

В рамках последующего контроля, согласно поступившей из управления муниципальных ресурсов информации в феврале 2019 приобретен новый программный продукт «1С: Реестр государственного и муниципального имущества». Завершение внесения сведений в базу данных Реестра планируется во 2 квартале 2019 года.

В решение Совета муниципального образования Ейский район от 06.06.2012 №628[8] внесены изменения (30.01.2019 №143)в части конкретизации норм и порядка оформления списания имущества.Привлечено к дисциплинарной ответственности 1 должностное лицо УМР.

 

5. Организационные и информационные мероприятия

 

В числе организационно-методических мероприятий в отчетном периоде осуществлялась работа по реализации положений Федерального закона от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Реализуя принцип гласности, в целях освещения своей деятельности, контрольно-счетная палата по итогам  проведенных мероприятий размещает информацию на официальном Интернет-портале администрации муниципального образования Ейский район, в разделе «КОНТРОЛЬНО - СЧЕТНАЯ ПАЛАТА»: непрерывно пополняется блок «Информация о деятельности», актуализируются нормативно-правовые документы.

Контрольно-счетной палатой по запросу Контрольно-счетной палаты Краснодарского края в рамках членства в Совете КСО КК проводилась работа по анализу и обобщению результатов мероприятий, классификатора финансовых нарушений и недостатков.

В целях совершенствования и развития внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетная палата Ейского района принимала участие в краевом конкурсе «Лучший муниципальный финансовый контрольно-счетный орган Краснодарского края» по итогам работы за 2017 год.

 

6. Основные направления деятельности в 2019 году

 

План работы контрольно-счётной палаты на 2019 год подготовлен и утверждён с учетом предложений депутатов Совета муниципального образования Ейский район, главы муниципального образования Ейский район. Приоритетными по прежнему являются мероприятия по контролю за исполнением местного бюджета, за расходованием бюджетных средств, в том числе в рамках муниципальных программ, а также включены мероприятия по внешнему муниципальному финансовому контролю бюджетов поселений в соответствии с заключенными Соглашениями.

План работы на 2019 год размещен в разделе КСП на сайте муниципального образования Ейский район https://www.yeiskraion.ru/ksp/.

Всего запланировано 11 контрольных мероприятий, в том числе по поручению Совета районных депутатов - 6, по поручению прокуратуры – 1, по обращению главы Ейского городского поселения - 3.

В рамках экспертно-аналитической деятельности будет осуществлен предварительный, текущий и последующий контроль за составлением и исполнением местного бюджета, предусмотрено проведение экспертизы проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, муниципальных программ.

План содержит  7 мероприятий, включающих проведение аудита в сфере закупок, в том числе обследование результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.

Как и в предшествующие периоды, особое внимание будет уделяться повышению качества бюджетного процесса, повышению доходного потенциала местного бюджета, результативности (эффективности и экономности) и законности управления муниципальными ресурсами, проведению профилактических мер по предотвращению нецелевого расходования бюджетных средств и административных правонарушений в сфере бюджетного законодательства.

Важнейшим направлением деятельности остается совершенствование организации и осуществления внешнего финансового контроля путем повышения результативности контрольной и экспертно-аналитической деятельности, дальнейшее плодотворное взаимодействие с Советом муниципального образования Ейский район, главой муниципального образования и администрацией района по реализации рекомендаций Палаты, принятию мер по устранению и профилактике нарушений и недостатков.

В 2019 году осуществление деятельности будет основано на соблюдении принципов законности, объективности, эффективности, независимости и гласности. Особое внимание при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий будет направлено на поиск подходов по предупреждению нарушений и недостатков.

Получение конечных результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, практическое оказание помощи объектам контроля в устранении недостатков и нарушений, обеспечение прозрачности распределения и использования муниципальных ресурсов, будут по-прежнему приоритетными направлениями работы контрольно-счётной палаты в дальнейшем.

 

                                       

Председатель контрольно-счетной палаты                                  С.Ю.Чаленко


[1] Плановых и внеплановых

[2] Проверка соблюдения законности, эффективности (результативности и экономности) использования бюджетных средств, выделенных в 2017 - 2018 годах на реализацию муниципальной программы Ейского городского поселения Ейского района «Социальная поддержка отдельных категорий граждан», в том числе аудит в сфере закупок

[3]      * 83,3 тыс. руб. необоснованное расходование бюджетных средств на приобретение и списание ГСМ (МКУ «ЦОД обеспечения деятельности учреждений культуры»);

        * 70,7 тыс. руб. необоснованно приняты к оплате завышенные объемы работ по покосу газонов (администрация ЕГП, МКУ «ЦГХ);

        * 48,7 тыс. руб. – возврат в бюджет МО Ейский район  сумму завышение стоимости строительных материалов и работ при проведении капитального ремонта и 1,3 тыс. руб. - услуг технадзора (МБОУ СОШ №8 ст. Копанская);

       * 43,3 тыс. руб. – возврат в бюджет МО Ейский район  сумму завышение стоимости строительных материалов (доски t=32-40мм) и работ при проведении капитального ремонта в  (МБОУ ООШ №5 г. Ейска);

       * 17,7 тыс. руб. – возмещены в бюджет (на лицевой счет учреждения) суммы недополученных доходов от оказания платных услуг, в результате неправомерного применения тарифов на платные дополнительные услуги (МБУ «Рассвет», МКУ «СШ по футболу», МКУ «СШОР им. Запорожченко»);

       * 67,5 тыс. руб. – возврат в бюджет сумм неправомерно предоставленной льготы по оплате за присмотр и уход за детьми в детском саду (МБДОУ ДСКВ №4, МБДОУ ДСКВ №26, МБДОУ ДС №28, МБДОУ ДСКВ №31, МБДОУ ЖСКВ №12).

[4] Приказ Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

    Приказ Министерства финансов РФ от 01.12.2010 №157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

   

[5] Федеральный закон от 05.04.2013г.№44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг  для обеспечения  государственных и муниципальных нужд»

[6] Приказ Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)»

[7] П.2.2.3 Положения об УМР (утв решением Совета МО Ейский район от 28.12.2016 г. № 497)

[8] Решение Совета муниципального образования Ейский район от 6 июня 2012 г. №628 «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Ейский район» (в редакции от 28.12.2016 г.

www.deleysk.ru


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии

Показывать новый комментарий: внизу / вверху

Последние новости

Ещё новости...