Новости Ейска/ Среда, 25 сентября

На месте Ясенской Переправы предлагали построить город и порт

07:4725.09.2019

Уже после открытия города Ейска, в далеком 1909 году бывший управляющий Екатеринодарской казанной палаты статский советник Василий  Никандрович Офросимов написал письмо на имя  Сергея Петровича Веселаго. Документы эти хранятся в историческом архиве в Санкт-Петербурге (фонд 95, оп.11, дело 1549). В интернете я нашел данные на Сергея Петровича. Сергей Петрович Веселаго оказался управделами отдела торгового мореплавания. Он был сыном известного адмирала, историка русского флота, и сам был отставным капитаном первого ранга.

Так вот, в своем письме Василий Офросимов предлагает рассмотреть вопрос об открытии на Ясенской Переправе  города и порта.

В докладной записке о Ясенской пристани в Азовском море на Кубанском его берегу можно прочитать:

Азовское море, по своему торговому значению очень важное, выдвинуло, с Российской стороны порты Таганрог, Мариуполь и Бердянск. Все страдают более или менее мелководьем, требуют землечерпальных работ и не допускают подхода более глубоких морских судов, останавливающихся на рейдах. В таком же положении находится пристани Кубанского берега. Считая с севера таких пристаней четыре: Ейск, Ясенская Переправа, станица Приморско-Ахтарская и город Темрюк.

На пути из Ейска в Ахтари, в 50 верстах от первого и 30 от второго, по тракту лежит Ясенская Переправа с Ейского полуострова на длинную двадцативерстную косу. От города Ейска до Ясенской около 40 верст по ровной дороге среди полей и пастбищ. От Ясеней версты 3-4 по ровной дороге, затем идет некрутой спуск с плоскогорья к морю и дорога вьется по равнине, среди болот и озер.

Рядом с этой переправой стояло несколько хат и строений двух отпускных хлебных контор, одной греческой, другой Дрейфса.

Море у Ясенского берега было так глубоко, что пароходы почти вплотную к нему подходили и грузили зерно из амбаров, а то прямо из огромных бунтов в россыпь под открытым небом. Места и простору было столько, что. По-видимому, можно было бы разместить чуть не целый флот. Вообще условия естественные такие, что требуют минимума искусственных приспособлений и допускают гружение более глубокосидящих судов, чем это вообще возможно на других пристанях Азовского моря.

На берегу можно было бы распланировать целое городское поселение, которое разрослось бы с американской быстротой, лишь бы было обеспечено водоснабжение.

По-видимому таковое не встретило бы затруднений, судя по геологическому напластованию Ейского плато.

Вот только предложение Василия  Офросимова не нашло поддержку, в первую очередь у руководства Кубанского войска. Войско казачье  и Областное начальство й земле не сочуствовало возникновению на войсковой земле еще одного города с не казачьим населением. Ведь при открытии нового города землю надо было забрать у казаков и отдать под новый город. Противилось открытию нового порта и руководство города Ейска. Тогда ейский порт терял бы большую часть  грузопотока.

Даже без открытия в Ясенской Переправе порта там ежегодно отпуск зерна составлял не менее  трех миллионов пудов.

Увы, надежды на постройку в Ясенской Переправе порта остались только надеждами.

Александр Дорошенко, научный сотрудник Ейского районного краеведческого музея

www.deleysk.ru


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии

Показывать новый комментарий: внизу / вверху

Последние новости

Ещё новости...