Новости Ейска/ Пятница, 10 июля

«Половецкие бабы»

07:5810.07.2020

В нашем городском музее хранятся 3 скульптуры «половецких баб». Две выставлены в основной экспозиции, а еше одна хранится в запасниках музея.

В этой статье частично использованы материалы украинского востоковеда Я. Пилипчука.

Основной массив «баб» находился на юг от лесостепей и их граница ограничивалась территориями степей.

Э. Трыярски считал, что традиция сооружения «баб» была заимствована кыпчаками и печенегами от кочевников Жетысу. А. Вамбери в конце XIX в. связывал «бабы» с тюркскими кочевниками.

Восточноевропейские статуи изготовляли из разного материала:  из песчаника, гранита, известняка и мела, плитняка. Песчаник разного времени широко использовался в скульптуре.

Ремесленники изготовляли «бабы» на заказ. Заказчик желал изготовить  «бабу» в   честь   умершего   родственника.   Ремесленники   изготовляли   статуи   в   своих мастерских, которые находились недалеко от мест добычи песчаника, гранита и других пород. Для изготовления статуй сначала было необходимо найти достаточно большие камни чтобы изготовить статую. Потом мастер размечал пропорции. Нижняя  часть была несколько укорочена, в связи с тем, что мастер делал ее так, чтобы человек, который подъехал к статуе, мог увидеть всю фигуру. Статуя должна была отобразить не только внешность, но и характер человека. До места установления «баба» прибывала на возах. При изготовлении «бабы» украшались орнаментом. Он был в форме елки или зигзага. Статуи иногда имели фон. Особенно тщательно изображалась голова умершего. За счет этого можно было достичь портретного сходства. Но черты лица дошли до нас далеко не на всех статуях и на 15 % мужских статуй их нет вообще. Без лица было более 50 % всех статуй. По предположению С. Плетневой в Восточной Европе статуи стояли через десятки километров, если не через несколько километров.

Статуи находились или в камере или в яме. Присутствие статуи на кургане обозначало, что это было святилище. Статуи изготовлялись в культовых целях.

В восточноевропейских степях найдена статуя женщины с ребенком (девочкой). Л. Гераськова называла ее «половецекой мадонной.

 «Половецкие бабы» превращали место погребения в предмет культа. В поэме Низами отмечено как нужно было почитать камянную скульптуру на святилище. Кочевники дожны были поклонится статуе. Всадник должен был остановиться перед статуей и погрузить стрелу в траву. Чабан должен был пожертвовать идолу овцу.

 Для святилищ избирали наиболее высокие места степи на водоразделах рек. Святилища имели групповой характер, по два на одном могильнике. Характерной особеностью восточноевропейских святилищ было нахождение статуй в середине конструкций.

Уже в XII в. на бабах появились индивидуальные особенности. Люди изображены стоячими или с детально отображенными деталями одежды, шапок, обуви, украшений.

 Сооружение скульптур связывалось с татарами. Мамаев представляли или наказаными за какой-то поступок людьми или окаменевшими великанами. Иногда их воспринимали как тех, кто охранял клады. Во время колонизации причерноморских степей  много каменных скульптур было уничтожено.

Каменные скульптуры в представлении простых людей довольно часто наделялись сверхестсственными свойствами. Отношение к ним было как негативным, так и позитивным. Поскольку каменные статуи были явлением чужой культуры, то   русские часто не видели причин для их существования. Уничтожение статуй имело и государственную поддержку Скульптуры назывались бесерменскими и погаными, то есть языческими. С ними связывали какие-то несчастья в селах. Крестьяне воспринимали сам факт существования статуй как грех и часто громили и уничтожали статуи на курганах. Это происходило с воли панов и священников. Люди верили, что уничтожая статуи, они уничтожают и их магическое действие. Однако как не парадоксально страх перед каменными скульптурами нередко спасал их от уничтожения, поскольку люди их не трогали. Находились люди, которые тайно почитали статуи. К ним приходили женщины, которые желали забеременеть. С ухаживанием за статуями связывали просьбу о дожде в жаркое лето. Статуи считались оберегами. Считалось, что статуя может спасти человека от болезней.

Приходите в наш городской музей и сами сможете увидеть «половецких баб».

бабы

Александр Дорошенко, научный сотрудник Ейского районного краеведческого музея

www.deleysk.ru


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии

Показывать новый комментарий: внизу / вверху

Последние новости

Ещё новости...