Новости Ейска/ Пятница, 9 июня

Как в Ейске забывают своих героев

09:5709.06.20236

Готовя серию статей "Они родились в Ейске", я натолкнулся на информацию, что в 2008 году Ивану Конюхову было присвоено звание "Героя России".  Самое интересное, что Иван Конюхов родился в Ейске. на его подвиге необходимо воспитывать подрастающее поколение. Но, о подвиге ейчане забыли. И это не смотря на то, что еще в 2018 году вышла статья Геннадия Куркова.

Я решил опубликовать данную статью и считаю, что городским властям должно быть стыдно за такую короткую память о героях-земляках.

 

 

Герои рядом с нами

Уважаемые читатели, вернуться из самого пекла войны невредимым на «раненом» штурмовике Су-25, уничтожив при этом внушительное количество боевой техники и живой силы противника, это не только военный успех. Это счастье для родных, близких и самого военного лётчика. Но удача сопутствует только профессионалам. Таких профессионалов готовят в военных училищах и академиях. Работая над темой «Герои России – выпускники Ейского авиаучилища», автор обнаружил выпускника ЕВВАУЛ – Героя России, ейчанина, о котором знает очень узкий круг наших земляков. Автор статьи связался с нашим Героем по телефону и вот что узнал от него. В настоящее время в Ейском районе начался месячник оборонно-массовой работы. Думаю, что нашим землякам будет полезно пополнить свои знания о настоящих живых Героях, которые и сейчас ходят среди нас, а мы даже не подозреваем об этом.

Иван Иванович Конюхов родился 13 октября 1968 г. в семье военнослужащего в городе Ейске. С детства, наблюдая за интенсивными полётами лётчиков и курсантов с аэродрома Ейского авиаучилища, он «заболел» небом. Дома маленький Ваня составлял табуретки, вставал на них, накрываясь одеялом, и «летал». Отец его служил в ТЭЧ местного учебного авиаполка ЕВВАУЛ. Старожилы полка по сей день помнят порядочного и добросовестного майора Конюхова, который после спецкомандировки в Йемен был направлен для дальнейшей службы в Краснодар. Туда переехал с семьёй и Иван.

В 1985 г. Ваня окончил среднюю школу в Краснодаре. Он мечтал о профессии военного лётчика со второго класса. Однако отец, будучи инженером авиаремонтного завода, уговорил его после школы поступать в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище. Благополучно сдав экзамены, Иван отучился год в инженерном вузе и понял, что эта специальность не для него. Отчислившись, послужил солдатом год в Калининграде. После этого в 1987 г. поступил в Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков. Окончив училище в 1991 г., распределился слушателем в учебный центр в Таганроге для подготовки на инструктора и через год был направлен в Приморско-Ахтарск (Краснодарский край). В тот период существовала система переподготовки лётчиков на самолёты истребительно-бомбардировочной авиации типа Су-17 и МиГ-27 в учебных центрах ВВС, находящихся при лётных училищах.

После распада Советского Союза в Вооружённых Силах новой России началось сокращение авиационных частей. Конюхов стал подыскивать себе новое место службы. Его выбор пал на авиагарнизон Мары-2. Сменив после этого ещё несколько мест службы, в том числе и в Забайкалье, он оказался в Краснодаре, где 10 лет прослужил в штурмовом авиационном полку вплоть до его расформирования.

8 августа 2008 г. грузинские власти предприняли военную агрессию против народа Южной Осетии. Ситуация развивалась молниеносно. Команда перебазироваться на аэродром Будённовска в полк поступила 9 августа.  «Помню, как 8-го числа мы наблюдали за открытием летних Олимпийских игр в Пекине, - рассказывал майор Конюхов. - Только из новостей узнали о том, что в это время происходит в Южной Осетии. Поняли: нашу часть этот конфликт не обойдёт стороной. И приказ на взлёт поступил 9 августа. Наш полк перебазировался в Будённовск. 368-й отдельный штурмовой полк понёс потери. Было потеряно несколько самолётов. Одним словом, мы в полной мере осознавали степень риска», - сказал Иван Иванович. Напряжения добавляло и то обстоятельство, что лётчики на самолётах осуществили перелёт на Ставрополье (г. Будённовск), а техники самолётов ещё не прибыли из Краснодара. Ведь по документам только они вправе осуществлять обслуживание закреплённых за ними самолётов. Пришлось самолёты готовить к вылету самим. Лётчиков в авиаучилище и этому обучают на случай работы в боевой обстановке.

11 августа... В 11 ч. 20 мин. майор Иван Конюхов взлетел с будённовского аэродрома и находился в зоне ожидания. Авианаводчик уточнил задачу: обезвредить скопление боевой техники, грузовиков с боеприпасами в районе деревни Земо-Никози под Цхинвалом. Удар Су-25 по цели был очень эффективным. Тут же пилот обработал ракетами «зелёнку», чувствуя, что там могут быть грузинские подразделения. Обстреляв цели, Конюхов должен был набрать определённую высоту и страховать ведомого, прикрывать его, но... Уже на выводе лётчик почувствовал сильный удар в правый двигатель. Позже при детальном разборе выяснилось, что был применён переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) «Стингер». Авиационные наводчики насчитали 10 пусков таких вражеских ракет. Лишь одна смогла нанести урон «Грачу». Досталось как раз самолёту, пилотируемому Иваном Конюховым. В результате попадания ракеты все приборы навигационного комплекса выключились, двигатель сначала заглох, а затем загорелся. «Всё, что по инструкции в таких случаях необходимо сделать, я сделал: запустил систему пожаротушения, которая сработала, как часы, и затушила огонь. Казалось, считанные минуты тянутся вечность. Скорость резко упала до 220–230 км/ч, в горизонтальном полёте нужную высоту штурмовик набрать не мог» - рассказывал Иван Иванович. Уйдя от атак грузинских переносных ЗРК, майор Конюхов оказался над безориентирной местностью и … потерял ведомого. «Первое ощущение было схоже с отчаянием, грозный «Грач» был «слеп», ничто не работало, по связи меня никто не слышал», - вспоминал лётчик. Майора Конюхова в той экстремальной ситуации не подвели знания, полученные ещё курсантом в лётном училище. Потеряв возможность использовать современный навигационный комплекс, в ясную погоду, лётчику надлежало ориентироваться по солнцу. Было часов 12 дня, солнышко стояло строго на юге, светило «в спину». То есть самолёт летел в нужном направлении на север. Целый час на одном двигателе летел на аэродром. Датчик показывал аварийный остаток, а лететь ещё следовало не меньше 300 км... Конюхов, рассказывая, как бы заново переживал ситуацию. Он, оценив всё, решил не катапультироваться. Кроме прочего, сохранялась опасность столкновения с какой-то из вершин Кавказа. Высоту приходилось постоянно контролировать, вести самолёт аккуратно, чтобы топлива тратилось как можно меньше. Кое-как Конюхов перевалил через хребет, сваливаясь дважды из-за предельно-малой скорости. Ноги становились ватными... Сначала пункт наведения видел его самолёт, но потом пункт наведения замолчал. Нужно было «кровь из носу» пробивать облачность и ориентироваться по земле. Конюхов включил сигнал «Бедствие», но... безрезультатно. На экранах радаров его Су-25 по-прежнему не было видно. Тем временем стрелка датчика топлива опустилась до предела. Конюхов вспомнил, что ближайший знакомый аэродром расположен в Моздоке, откуда он не раз совершал боевые вылеты в годы второй чеченской кампании. Как бы это ни было странно, приземлился майор Конюхов штатно. Ещё бы минута-другая, и топливо было бы израсходовано до конца. Возвращался в Будённовск Иван Конюхов на обычном рейсовом автобусе. Самолёт для изучения перегнали в Москву. Когда приехал, сказал своим друзьям в эскадрилье: «Это вам не Чечня, здесь всё сложнее». И в самом деле, в ходе грузино-югоосетинского конфликта наши ВВС встретили ожесточённое сопротивление агрессора. В этом боевом противостоянии грузинским военным активно помогали американские и, как потом выяснилось,  украинские военнослужащие.

Эта его боевая работа позднее была занесена в специальный реестр Минобороны России как наиболее эффективный авиационный удар в сложившейся обстановке. В ходе этого авианалёта противник потерял шесть танков и три КамАЗа, среди которых, считает Конюхов, был и топливозаправщик. Об этом свидетельствовало то, что всё на земле заполыхало ярким пламенем. Спустя какое-то время командование полка направило в Главный штаб ВВС представление на командира авиационного звена штурмовой эскадрильи майора Ивана Конюхова, в котором говорилось, что за выполнение задач в Северо-кавказском регионе пилот заслуживает звания Героя Российской Федерации. Указом Президента России это почётное звание Конюхову И.И. было присвоено 5 сентября 2008 г. Награду Ивану Ивановичу вскоре вручил в Кремле Президент Российской Федерации Д.А.Медведев. А ещё лётчик - кавалер ордена Мужества. Его мундир украшают и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством», и медали «За отличие в военной службе» 3-х степеней.

 После окончания военных действий в Южной Осетии продолжил службу в ВС РФ. В 2009 г. 461-й авиаполк был расформирован и Конюхов И.И. был переведён в 960-й авиаполк в Приморско-Ахтарске с сохранением должности командира звена. В декабре 2013 г. лётчик вышел в отставку. С тех пор проживает с семьёй в Краснодаре.

Курков Геннадий Михайлович, канд. ист. наук, доцент

Январь 2018 г.

 

 

А.Дорошенко, главный редактор

www.deleysk.ru


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Комментарии

Показывать новый комментарий: внизу / вверху

контер на тупление 09.06.2023 12:01
-1 +1 +1

а что такое уеиск? вотчина местных упырьков, которые пилят бюджеты, а летом навариваются на отдыхающих? герой это тот кто хоромы отстроил на территории феодала, и платит мзду, или плебс, который летом отдаёт за две недели всё что заработал за койку, паршивый кондёр и просроченное пиво на розлив в прикваску с шаурмой.

1 09.06.2023 18:37
-1 0 +1

Обидно, что поступок Ивана Конюхова вспоминается только в контексте разборок Дорошенко и местной администрации, чисто как инструмент в полемике...

Не от хорошей жизни 10.06.2023 11:45
-1 +1 +1

Да какие "разборки, полемика", его в городе давно никто всерьёз не воспринимает. Особливо после того, как он тут с малахольным "ясновидящим" собрался клады в канализации искать за бюджетные бабки. Не от хорошей жизни он начал шариться по станицам в поисках кормушки.

Между прочим 11.06.2023 11:56
-1 0 +1

С интересом прочитал. Действительно геройский поступок, заслуживающий примера для обучения молодежи. Дорошенко спасибо, за поднятие нужного вопроса.

Гражданин России 13.06.2023 09:58
-1 0 +1

Как же так получилось, кто ответит за это? Бездушие чиновников поражает своим цинизмом...

Между прочим 13.06.2023 10:16
-1 0 +1

Тут обязательно нужно помянуть добрым словом не только героя, но и Куркова Геннадия Михайловича! Спасибо, что вытаскиваете на свет и не даете забвению такие геройские подвиги!

Последние новости

Ещё новости...